Теория панспермии: за и против, что думают ученые?

Теория панспермии – это гипотеза, согласно которой, жизнь на нашей Земле появилась в результате перенесения жизнеспособного материала из космоса. Концепций у гипотезы множество, но больше всего внимания заслуживает гипотеза Рихтера.

Основные положения гипотезы

Согласно теории, некий биологический материал попал на нашу землю посредством того, что шел метеоритный дождик или было световое давление. Материал, послуживший развитию жизни на нашей планете, представлял собой микроорганизмы или споры с какой-то другой планеты. У гипотезы много приверженцев. Они склоняются к мнению, что биологический материал смог приспособиться к условиям на нашей планете, начал развиваться. Так на нашей Земле и начала зарождаться первая жизнь.

Но теория панспермии до сих пор не может объяснить нам, откуда тогда появилась разумная жизнь? Иными словами, суть ее заключается исключительно в объяснении попадании живого на Землю. Сторонники считают, что чтобы первые микроорганизмы начали жить и существовать, им не нужны были особенные условия. Ведь жизнь для этих микроорганизмов – это привычное свойство.

Кто является сторонником панспермии

Рихтер – это немецкий ученый. Он единственный стал приверженцем теории о панспермии. Однако многие научные деятели разделили его мнение: Аррениус, Кельвин, Гельмгольц. Сам Аррениус смог рассчитать возможность попадания спор на нашу планету из космоса. Никто кроме него не обращал внимание на эксперименты, что проводил отечественный физик Лебедев. Именно он смог открыть давление потока света.
Если верить теории Аррениуса, то разные микроорганизмы могут попадать к нам из космоса не из метеоритов или астероидов, как считалось ранее, а благодаря давлению солнечного света.

У Вернандского, известно ученого, на этот счет иное мнение. Он считает, что на протяжении всего существования Земли на ней всегда находилось что-то живое. Но после развития науки, открытия радиации и получения информации о ее влиянии на живое, теория панспермии стала подвергаться сомнению.

Вопреки многочисленным мнениям теория продолжает развиваться. С каждым годом появляются новые факты и аргументы в ее пользу. Так, например, в момент одного из пребываний в космосе удалось найти микроорганизмы, что появились не там, а на нашей Земле. Это еще раз подтверждает тот факт, что все живое способно перемещаться между космическими объектами.

Нашлись и такие ученые, что утверждают наличие веществ органического происхождения на поверхности метеоритных остатков. Однако первое проведенное исследование определило, что эти вещества ничто иное как сложное образование углерода, к жизни они не имеют никакого отношения.

Результаты новых исследований были опубликованы в 2006 году. Они доказали, что в составе астероидов и комет имеются участки, содержащие в себе воду и простые микроорганизмы. Это как раз-таки и подтверждают то, что на нашу планету жизнеспособные микроорганизмы переносятся космическими объектами, а именно, кометами, метеоритами и астероидами.

Розанов, отечественный ученый, считает, что без должного вмешательства вероятность зарождения жизнеспособных микроорганизмов на нашей планете крайне мала. Поэтому он и является сторонником теории панспермии, считая ее одной из самых правдивых.

И, тем не менее, утверждения ученых вызывают у многих сомнения, ведь они так и не смогли сказать что-то на тему того, почему тогда в космосе жизни как таковой нет. Согласно их идее, эта жизнь оттуда просто переносится от одного объекта к другому.

Что должны преодолеть жизнеспособные частицы чтобы оказаться на Земле?

Прежде чем пройти через космическое пространство и оказаться на новом космическом объекте, микроорганизмы должны пройти сразу несколько испытаний:

1. Холодные температуры в межпланетном пространстве. Температура на градуснике способна опускаться ниже двухсот градусов. Эксперименты показали, что споры способны выдерживать холод в течении длительного времени.
  2. Незащищенность перед ультрафиолетовыми лучами. Некоторые микроорганизмы способны моментально погибать после попадания на них солнечных лучей. Но есть и другие, способные пережить и холод, и ультрафиолет и добраться до своего места назначения.
  3. Атмосфера космического объекта. Попав в область притяжения какой-то планеты, микроорганизмы подвергаются силе трения, из-за которой могут сгореть. Однако и в этом случае нашлись простейшие, что могут пережить испытание.

Помимо препятствий, указанных выше, не нужно забывать и о том, что, прежде чем микроорганизмы попадут на нашу планету, они преодолеют большое астрономическое расстояние, измеряется которое не годами и даже не сотнями лет, а миллионами.

Доказательства панспермии

Главное доказательство теории панспермии — находка Гренландских ученых, а именно, микроорганизмы, возраст которых составил 3,8 миллиардов лет. Если учесть, что нашей планете 4,5 миллиарда лет, то чтобы появилась жизнь остается всего 0,7 процента млрд лет. Следуя гипотезе, этого времени недостаточно для зарождения новой жизни. Иными словами, живые клетки на нашу планету попали именно из космоса.

Исследование, завершенное в 2014 году, подтвердило суть панспермии. Суть эксперимента – на борт аппарата Фонтон-44 поместили различные микроорганизмы, находились они в безвоздушном пространстве. Условия были максимально похожи на космические.

После приземления аппарата микроорганизмы проверили и выяснили, что 11 клеток и 4 споры сумели пережить полет. Организмы не просто остались живыми, они еще и начали размножаться.

Техногенная панспермия

Со времен появления теории панспермии она претерпела множество изменений. Суть техногенной панспермии заключается в том, что аппараты, совершающие перелеты с Земли в космос, способны разрушить и биосферу, и атмосферу, имеющуюся там.

Подобная концепция не является беспочвенной, некоторые доказательства все же есть:

1. Космические корабли невозможно очистить от биологических и органических соединений. Вероятность того, что эти бактерии попадут в космическое пространство, высока.
  2. После попадания земного микроорганизма на космический объект собственная атмосфера может разрушаться. Причина проста – микроорганизмы с Земли способны производить разные элементы.
  3. Если разрушится атмосфера у объекта, значит спустя время разрушению подвергнется биосфера.
    Возможно биологические вещества будут разрушаться в момент прохождения атмосферы, и мы просто не сможем заниматься их исследованием. Это произойдет вероятнее всего потому, что все больше аппаратов стало отправляться в космос.

Панспермия: за и против

Казалось бы, панспермия доказывает нам, что жизнь на Земле не могла зародиться бы от одной только силы природы. Это доказывается хотя бы теми фактами, что были найдены микроорганизмы возрастом в 3,8 миллиарда лет. К тому же ученые доказали, что и бактерии и споры могут преодолевать космическое пространство и оставаться жизнеспособными.

Но, с другой стороны, как тогда объяснить факт зарождения жизни в самом космосе? Как она там появилась, в какое время и каким образом? В связи с этим по сей день возникает так много вопросов, ответы на которые еще только предстоит найти.